«Долгую ночь... короткого метра» организовал в Доме кино ростовский Aliance Francaise. Три блока короткометражных фильмов и мультиков на французском (4 часа всего) с синхронным переводом. Периодический аккомпанемент чьей-то «Бригады» на мобильнике. Полный зал полузнакомыхлиц и длинные ряды приставных стульев. Ростов на первый, экспериментальный, тщательно подготовленный «salut!» ответил широкой улыбкой: привет, ну заходи, давай посмотрим.
В каждом блоке свои хиты,свои именитые режиссеры и зрительские симпатии. После первого перерыва ростовские интеллектуалы с сереющими лицами (а только полдвенадцатого ночи), затягиваясь жадно дымом сигарет (торопитесь, у вас всего десятьминут на это дело) обсуждали, как помощник парикмахера отрезал ухо клиенту (Стефан Клавье, «Галлюцинации от корриды»). Передернуло от вида отрезанного органа — натянутый нонсенс — глупый пафос или пафосная глупость... Смеялись.
Смеялись и над красивой мелодрамой Роха Стефаника «Ссора» (очень голубой: крупные планы на голубом фоне, голубые пижамы героев, голубая постель, голубой бассейн, голубой пол, устланный голубыми стеклянными шариками). Любитель этих самых голубых шариков влюбился в девушку с голубыми глазами, а она не вынесла его странностей (я б тоже не вынесла — посмотрите и подумайте). Зал смеялся, когда герой увидел, добивался героини, когда, повинуясь своему представлению о Самом прекрасном и желанию совершить подвиг во имя красоты, выложил пол этими голубыми шариками — всю комнату... смеялся кто-то недалеко в зале над ее шоком, когда она этот подвиг увидела и убежала, над болью, когда лавина этих шариков буквально обстреливала ее, скатываясь с лестницы — забилась в углу, выбралась из подъезда...
Аплодировали. Победителей и мастеров видно — Каннский спецприз 2003 года, фильм Хуана Саланаса «Человек без головы», — трогательный и романтичный, с потрясающей пластикой и мимической игрой актеров, сюрреалистическими цветами в экране и обилием тактильных («ощутительных») деталей... В частную коллекцию его не найти. «Монах и рыбка» мультипликационная притча Микаэля Дюдока, знаменитого и титулованного автора, забавная, но слабее первых же приходящих на ум русских аналогий — «Болеро» и «5/4» Ивана Максимова. Самое приятное по ходу можно комментировать ленту даже вполголоса, потому что переводчик за текстом все равно не успевает, и все понятно из английских субтитров.
И комментировали. Находили литературные аналоги в постмодернистских произведениях. Интересная интерпретация путешествий Одиссея (знакомые пасти Сциллы и Харибды, party на острове Сирен, Цирцеины клетки с бессознательными существами) в мультфильме «Колодец» Жерома Бульбеса: герой в конце пути к свету встречает некое подобие Бога... Настоящий «ПРЕВЕД» — безумные фриково-пАдонковские гонки на метлах в Дефансе, Париж, 1989 год... Фильм «Ручка» Мари-Кристин Перроден — о том, чем становятся кляксы в тетрадях с помощью детской фантазии — стойкая ассоциация с прозой Набокова...
Организаторы «Длинной ночи» совсем не позаботились о том, чтобы напечатать программку. Много хороших фильмов остались для меня безымянными (наверно журналисты восстановят, я же — зритель), но впечатление оставили. Прежде всего — общей законченностью и стройностью каждого фильма, блока и программы в целом, при поразительном разнообразии форм и жанров, особым, индивидуальным настроением каждой ленты. Комедия, мелодрама, документальное кино, философская притча, цветное, черно-белое...
Фильм о мужчине, любимая жена которого умерла: единственное его стремление — избавиться от всего, к чему она прикасалась, вплоть до собственной одежды... Черно-белое подчеркивает драматичность. Старое-старое кино (годов 40-50-х, тогда еще цветного просто не было) о парочке террористов, которые едут то ли взрывать, то ли спасать оперу от взрыва жидкой бомбы — отличный монтаж, ритм гонки передает крупный план дороги — чистые, несинтетические спецэффекты, когда работает человеческий мозг, а не техника. Со свободной, смелой фантазии и экспериментов начиналось кино...
Без возраста фильм «Я люблю...» — исповедь героя о простых человеческих ощущениях («Я люблю высоко подтягивать носки...я не люблю столбик воды, поднимающийся когда в воду капает капля...»), вечная экзистенциальная тема. Черно-белая пленка особенно актуальна, когда важны контуры, а идея строится на антитезе деталей...
Программа включила всю историю французского короткометражного кино — последние достижения, и что было в начале, и что — между этими двумя точками. Старые фильмы, работы великих мастеров, дают возможность сравнивать, отмерять шаги прогресса. Они же — и учебник и источник вдохновения. Свободное обращение с натурой, эксперименты с пространством кадра и на монтажном столе,- отличное учебное пособие для нынешних режиссеров, в перерывах между сериалами изобретающих велосипед (недоучились, работать надо было), мечтая о маленьком скромном местечке в мировой художественной истории... «Поцелуй» Стефана ле Лея – наивный «фильм-катастрофа» (звучит очень по-20 годовски, той эпохи) идеальный случай, когда форма, художественный прием передает значительную часть содержания: намеренно рвется кадр (прямо посередине), пленка переставляется вверх ногами, буквально переворачивается и мир героев...
Энтузиазм подогретого обилием культурных мероприятий народа (что ни пятница — то арт-тусовка) оказался настолько перспективным, что как минимум половина желавшего народа на премьеру французских короткометражек в Доме кино не поместилась (билетов не хватило).
Можно пойти смотреть повтор 21 июля там же в тот же час.
Автор: Le 15/07/06, 22:11 Kathleen:
Супер! Все так и было. Хочу еще кина большого и разного!:) [16/07/06, 17:11]
Кстати, в этот раз второй и третий блок местами поменяли. [22/07/06, 15:40]
Le:
2Xelan: какой ужас! моя рецензия потеряла историческую ценность... кошмар! ;)
может,они добавили новыхыфильмов?
а что-то более понятно стало в рецензии (как большинство нитро-авторов Le очень чувствительна к количеству комментов в материале-чем их больше,тем Le довольнее :) [22/07/06, 22:06]
Kathleen:
2Xelan: а есть ли фильм, который бы выделил? [23/07/06, 12:02]
Франц. Альянс:
спасибо
рады стараться [23/07/06, 21:45]
Xelan:
2Le: новых не заметил. А вот фильма про «жидкую бомбу» мы не досчитались.
Понятнее стали некоторые фильмы, например, «Меня зовут» (но это, в частности, из-за того, что в этот раз во время показа не поднимали целый ряд :))
Кстати, та же «Ссора», несколько глубже показалась, чем в первый раз.
Ещё, такой момент то, как были блоки в первый раз поставлены, мне понравилось больше. Потому что, скажем, «Негр», который в этот раз был под конец почти очень тяжело смотрелся. Пожалуй, после «Меня зовут» самый гнетущий фильм.
2Kathleen: так, чтобы выделил в положительном ключе пожалуй, нет, они сильно разные, тяжело сравнивать. А вот фильм, который мне понравился наименее это «Лапша». Т.е., я могу, в общем-то, понять, о чём это и для чего это, но как-то оно невнятно и без выводов.
============
2Le: а в рецензии всё и так было понятно, но я-то лицо, в общем-то, там бывшее, поэтому вряд ли моё мнение о «понятности» тут нужно.
И вообще, к рецензии претензий почти нет.
============= [24/07/06, 13:35]
Xelan:
А, вот ещё, вспомнил забавный эпизод во время второго перерыва переводчица с кем-то говорила по телефону, при этом, видимо, не вставая из-за микрофона, поэтому в зале был весьма интересный эффект: голос, который воспринимается уже как часть экранного действа, говорит об обычных вещах и воспринимается так, словно это тоже часть какого-то произведения. Забавны капризы невыспавшегося мозга. [24/07/06, 13:36]
Le:
2Xelan: почти это как? я же написала безупречное критическое эссе!;) [03/08/06, 23:39]
Xelan:
2Le: Ага, заметила :) Единственная моя существенная придирка это к фразе «Черно-белое подчеркивает драматичность.» Не принимай всерьёз, но такие фразы у меня почему-то вызывают улыбку. Вроде как «красное вызывает возбуждение, а синее грусть». [10/08/06, 16:43]
Le:
2Xelan: но цвета действительно оказывают психологическое влияние на человека. [14/08/06, 12:28]
Xelan:
2Le: безусловно. Я придираюсь же, мне просто фраза не нравится. :) [14/08/06, 23:59]
Оставьте свои комментарии к этой статье. Нам интересно ваше мнение.